"История флота"



"История флота"

"Клипер в русском флоте?". Да, стройный и по-морскому прекрасный, с подобающей биографией клипер в русском флоте был. Но он не занимался работой, обычной для судов клиперского склада: не доставлял ни чая с Востока, ни шерсти из далекой Австралии. В России его ждали другие дела.

В 1899 г. английский клипер 'Хесперус' был куплен Россией и передан Одесскому училищу торгового мореплавания. Так будущие торговые моряки России получили добротную базу для проведения морской практики. 'Хесперус' был построен на верфи знаменитого строителя чайных клиперов Роберта Стиила. Со дня спуска на воду 11 ноября 1873 г. в течение почти 20 лет судно работало на клиперских трассах.

'Хесперус' был неплохим ходоком. В 1894 г. он прошел из Лондона до бухты Хобстон-Бей (рейд Мельбурна) за 81 сутки. Это был неплохой результат. В среднем клипера покрывали эту дистанцию за 92 дня.

В России судно было названо торжественно-официально 'Великая княжна Мария Николаевна'.

Первым капитаном учебного клипера был назначен отставной капитан 2 ранга П 3.Балк, потомственный военный моряк, отменный специалист парусного дела и прекрасный методист. С его приходом на судно служба и учеба сразу же оказались введенными в строгие полувоенные рамки. В 1908 г. командование судном принял Д.А. Лухманов, будущий основатель советской парусной школы. Под стать новому капитану был и его старший помощник М.В. Васильев. Именно ими были заложены в те годы основы нынешней школы торгового флота.

Плавания клипера 'Мария Николаевна' проходили в Черном море. Обычно 25 мая судно становилось на рейд в Одессе. Стоянка длилась 8-10 дней. Затем оно переходило в Феодосию или Геленджик, где в течение 15 дней с практикантами проводили главным образом шлюпочные учения. После этого рейс вдоль берегов Крыма и Кавказа продолжался, причем дней семь-восемь уходило на крейсерство в море. К началу второй недели августа судно обычно возвращалось в Одессу для того, чтобы принять на борт прошедших приемные экзамены 'кандидатов', а также учеников выпускного класса, завершивших к этому времени учебные плавания на пароходах. Начиная с 25 августа 'Мария Никола-. евна' делала обход анатолийских и болгарских берегов с обязательными стоянками в Синопе и Бургасе, во время которых проводились шлюпочные учения, и вела крейсерство по шесть-восемь дней. Плавание заканчивалось практическим экзаменом в присутствии 'правительственной' комиссии. Как правило, 24 октября все ученики списывались на берег.

"Школы под парусами" 1989 г.


[ Авторы ] [ Навигация ] [ Рубрикатор ]
[ Выход ]

(с)2002 Дизайн, верстка Klub "Chainik"