"Наши приключения"

И еще один взгляд на отряды

Д
етские отряды появились в начале XX-го века. Ничего подобного история человечества уже давно не видела. Движение массовых детских объединений историки не выделяют. Только турки-османы для подготовки своих янычар забирали 12-летних подростков и готовили их в отдельных лагерях. Да еще средневековые японские ниндзя... Можно еще отметить детский крестовый поход, произошедший в рамках 5-го крестового похода, в XIII-ом веке. Тогда толпы детей собрались и отправились, подражая взрослым, к "земле обетованной". И все-таки, такого массового детского движения, какое породили, к примеру, скауты, феодальное время не знало. Психологи отмечают, что в прошлом и подросткового возраста не существовало. Дети из детства сразу перескакивали во взрослость. Помните у Н. Некрасова: "Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, ...в больших рукавицах, а сам - с ноготок".

Крестьянские дети сразу включались во вполне взрослую работу:

"...Отец, слышишь, рубит, а я отвожу".

Другое дело ХХ век. Работа стала сложнее. Даже в 16-ть лет, на заводах, не спешат ставить к станку - мало ли чего. А говорят: "Вот тебя напильник, тиски - и вперед!". Современным подросткам включаться во взрослую жизнь так быстро, как крестьянским детям прошлого, нереально. Уж больно долго надо учиться. Уже и жениться пора - а все учишься и учишься! А взрослым быть уже хочется, да и психологически, вроде бы, готов. Хочется почувствовать себя самостоятельным, независимым. А как, где? Так накапливаются психологические противоречия, которые и прорываются в форме "переходного возраста". В это время подросток ощущает острую потребность в общении, в значимости. В погоне за этим он может резко изменить стиль своей жизни. Его тянет в новую компанию, порой с совсем незнакомой, по "прошлой жизни", культурой. Он рвется в жизнь. Он хочет, чтобы его заметили окружающие. Хочет, чтобы от него, как от камня, брошенного в воду, расходились круги. Как выделиться - вопрос. Можно хулиганить во главе этакой шайки сорвиголов, а можно демонстративно страдать в одиночестве, мол, вот-вот повешусь. Главное - не оказаться незамеченным. Это опасное для человека время , так как он часто не контролирует свои действия. Подсознание ведет его, куда вздумается. Эмоции преобладают над разумом, чувства - над рассудительностью. Шаг в сторону - и ты уже идешь по скользкой дорожке, и придется пройти ее до конца. Повернуть назад могут немногие. Поэтому человек легко может угодить в асоциальную среду. Общество ответит репрессиями, жизнь покалечена... Есть люди, которые не могут это оставить на самотек, и поэтому появляются отряды. Делают их именно взрослые, озабоченные судьбами ребят. Уж если подросток ищет среду общения и самоутверждения, лучше ее создать, чем расхлебывать ту, в которую он случайно угодит. Таким образом, первоначально отрядное движение появилось, как ответ общества на факт появления подросткового возраста. Отряды должны были дать почувствовать ребятам взрослость, самостоятельность. Поэтому сразу же в отрядах началось развиваться самоуправление. Впоследствии, скажем, коммунарские отряды так и определи свое кредо: "сами планируем - сами делаем - сами обсуждаем итоги". Эта самостоятельность свойственна всем отрядам: пионерам, скаутам и т.д. Если эту самостоятельность прижимают, начинают лишь "строить и рулить", то такие отряды быстро умирают, превращаясь в формальные. Так случилось, например, с пионерией. В отрядах царит особый дух самостоятельности. Если его нет, то мы имеем явление другого рода, скажем, секцию или кружок. Но тогда здесь решаются иные задачи, например, приобретение неких профессиональных навыков. Отряды же, повторим, прежде всего направлены на взросление или, говоря по научному, на социализацию личности. Особенно это ярко видно у скаутов. Скаута готовят быть ловким, находчивым, хватким и т.д. Система личностного роста у скаутов, как раз и направлена на самосовершенствование, на психологическую подготовку к жизни во взрослом мире. В отряде подросток ощущает себя значимым, приобретает собственную самость, имеет возможность получить необходимое ему общение и, наконец, приобретает необходимые навыки для нормальной жизни в обществе. Это все так. И это хорошо. Но не зря говорят: "как аукнется, так и откликнется". От того, какую жизнь ведут в отрядах зависит и то, какие из них выходят выпускники. Если в отрядах занимаются лишь собой, то и люди там получаются душевные, милые... но лишь друг для друга. А по отношению к другим - равнодушные. Такие люди любят только "своих", становятся как бы "элитой", противопоставляя себя и отдаляясь от других, не отрядных, "темных" человечков. А ведь это - обычное чванство. Другая крайность - если в отряде привыкли только переживать и сочувствовать, то и люди выходят оттуда не способные на реальные дела, а могущие только "охать" и "ахать". В России подобных чванливых неумех никогда не любили. Уж лучше обычный мужик, который и двух генералов прокормит. Поэтому и отряды, в российской традиции, стали несколько отличаться от европейских скаутов. Они провозгласили, что заниматься надо не только вязанием узелков, изучением медицины, разжиганию костров и т.д. Делом надо заниматься! Другим помогать, а не только друг другу. Вроде бы пионеры, чисто внешне, такие же скауты, а занимаются сбором металлолома для того, что бы из этого металла сделали новый паровоз, или ликвидируют безграмотность в деревенской глуши, то есть учат крестьян писать и читать. Уж если хотим быть взрослыми, то и заниматься надо серьезными проблемами! Когда самоуправление в пионерии было задушено, и отряды превратились, по большей части, в формальные, наши подростки сбежали во дворы и заново создали новое живое ребячье движение тимуровцев. И, заметьте, снова им было мало просто петь песни у костра, занялись зачем-то колкой дров и тасканием воды, помогая семьям, оставшимся без кормильцев. Позже это же случилось и с новой ребячьей отрядной волной - коммунарами. Психологи сделали выводы. Оказывается для нас, россиян, важно, чтобы подростки в отрядах не просто взрослели, а становились коллективистами, способными поделиться с товарищами и помочь другим в беде, да и просто так, если надо... Получается, что и требования к отрядам у нас в России несколько иные, чем на Западе. А, поскольку, стать коллективистом можно, только помогая другим, то отряды и должны этим заниматься. Причем не по мелочи, мол сделай одно хорошее дело в день и успокойся, а по-настоящему, беря на себя реальные взрослые проблемы. Только тогда можно называться настоящим отрядом. Психологи и тут подсуетились и сказали: "Чтобы стать отрядом надо заниматься коллективной Общественно-Полезной Деятельностью (ОПД)". В московской Системе отрядов, группирующихся вокруг Хавской (для простоты будем называть ее просто Система), все эти принципы хорошо понимались. Поэтому сложилось следующее деление. Если в отряде нет самоуправления, то это вовсе не отряд, а кружок или секция. Может, и хороший кружок, с хорошим руководителем или тренером - то есть, тьфу, комиссаром (так называют у нас взрослых, ведущих отряды) - но все-таки это не отряд. Обычно в таких отрядах-кружках комиссар выступает в роли этакого массовика-затейника, в одиночку планируя отрядные сборы. Как этап становления отряда, это считалось допустимым. Но если на этом все и останавливалось, то это считалось плохим показателем. Если в отряде есть рабочий СК, но отряд никогда ничего не делает для других, а занимается только собственным саморазвлеканием, то это тоже не отряд. Это клуб. Может и хороший клуб, занимательный и с интересными людьми можно там пообщаться. Возможно, даже полезный, так как в нем узнаешь много нового, но, тем не менее, не отряд! Чтобы отличать отряды от клубов и кружков в Системе, в былые времена, только отрядам разрешалось иметь системные флаги. Если отряд как-то сам по себе незаметно превращался в клуб, то на комиссарском межотрядном СК ставился вопрос о том, что у него следует забрать и флаг. И всем было понятно, где отряд, а где - нет, что надо делать, если ребята хотят стать системным отрядом. Правда, иногда системные отряды поражала иная болезнь. Делая ОПД-шные вылазки во "внешний мир", отряд, тем не менее, сторонился этой самой жизни, избегал общения с другими, не отрядными ребятами. Они, мол, наших портят, поэтому надо держаться от них подальше. Это и правильно и неправильно одновременно. Все дело в мере. Можно легко скатиться в то же самое чванство. Такая позиция получила у комиссаров название "системы против". Обычно она сопровождается накручиванием темы об особой духовности отрядовцев. Вся эта тема обставлялась пышными ритуалами, на которые подростки, надо сказать, очень падки. А как же идея социализации? Какое же это взросление, если всех сторониться? Настоящий человек не закрывается от жизни, а смело идет в нее. А вот так и бывает - побоку эту идею и все тут! Дух отрядности, мол, важнее. Тогда, это тоже уже не отряд и у такого объединения тоже стоит забрать флаг - это уже какая-то секта! Но все это в прошлом. У сегодняшних системных отрядов системных флагов нет. Наверное, это правильно, так как и отрядов тоже почти нет, все больше кружки, клубы, "секты", хоть и зовутся по старинке отрядами... Но тогда разве это СИСТЕМА ОТРЯДОВ? Скорее это Система кружков, клубов и "сект". И это очень, знаете, грустно. Но я все-таки оптимист. И мне кажется, что найдутся в наших "недоотрядах" силы, способные сделать эдакую системную "революцию". И снова появятся настоящие отряды с настоящими системными флагами. И они будут как награда тем, кто возродит российскую традицию.

Кожаринов Миха



[ Авторы ] [ Навигация ] [ Рубрикатор ]
[ Выход ]

(с)1999 Дизайн, верстка Klub "Chainik"